- Имя: Андрей Арсеньевич Тарковский
- Род деятельности: Кинорежиссёр, сценарист
- Дата рождения: 4 апреля, 1932
- Дата смерти: 29 декабря, 1986 (54 лет)
- Место рождения: Завражье, Ивановская Промышленная область, РСФСР, СССР
Один из величайших и влиятельнейших режиссёров советского и мирового кинематографа
Андрей Тарковский совецкий кинорежиссёр, сценарист, теоретик кино. Его помнят как одного из лучших и самых влиятельных режиссеров России и мира. Его фильмы были основаны на метафизических и духовных сюжетах и были близки к природе и памяти. Как правило, они были медленными, с длинными дублями и сказочными визуальными образами. Хотя его фильмы вызвали у него проблемы с советскими властями, они также принесли ему много лавров на различных престижных кинофестивалях, таких как «Каннский кинофестиваль» и «Венецианский кинофестиваль». Из-за проблем с советскими властями он провел большую часть своей жизни в таких странах, как Италия и Франция.
Детство и молодость
Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской промышленной области (ныне Кадыйский район Костромской области России).
Его мать, Мария Иванова Вишнякова, работала корректором, а отец, Арсений Александрович Тарковский, был выдающимся поэтом и переводчиком. У него была сестра по имени Марина Тарковская.
В 1937 году его отец ушел из дома. В 1941 году, когда шла Вторая мировая война, он добровольно пошел в армию. В 1943 году он вернулся домой с тяжелой травмой ноги. Позже ему ампутировали ногу, так как началась гангрена. Затем он был удостоен «Ордена Красной Звезды».
Андрей вырос в Юрьевце, административном центре Юрьевецкого района Ивановской области, и Москве, столице России.
Он пошел в «Московскую школу № 554». Он также посещал музыкальную школу и художественную школу.
Он болел туберкулезом и оставался в больнице с конца 1947 до середины 1948 года.
После окончания школы он поступил в «Восточный институт» в Москве, филиал «Академии наук СССР», чтобы изучать арабский язык. Он хорошо учился в первых семестрах и научился говорить по-арабски. Однако он бросил курс, так как устроился на работу.
Он служил старателем в «Институте цветных металлов и золота Академии наук». Работая там, он решил поступить в киношколу.
Творческий путь
В 1954 году Андрей успешно поступил на курсы режиссуры во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ныне ВГИК) в Москве.
Там он познакомился с фильмами французских кинематографистов «Новой волны», итальянских неореалистов и известных режиссеров, таких как Бергман, Брессон, Бунюэль, Куросава, Мидзогути и Вайда.
Фильм Вайды «Пепел и бриллианты» произвел на Андрея глубокое впечатление.
Один из его учителей, Михаил Ромм, также обучал многих других известных кинорежиссеров.
В 1956 году он стал соавтором и режиссером короткометражного фильма «Убийцы». Это был его первый студенческий фильм. В следующем году он стал соавтором и режиссером еще одного короткометражного фильма «Сегодня выхода не будет», который вышел на экраны в 1959 году. В 1958 году он завершил работу над сценарием под названием «Концентрат». В следующем году он стал соавтором сценария «Антарктида — далекая страна».
В период с конца 1959 по начало 1960 года он стал соавтором сценария «Паровой каток и скрипка», ставшего его дипломным режиссерским проектом. Он получил диплом в 1960 году. В следующем году фильм получил «Первый приз» на «Нью-Йоркском студенческом кинофестивале».
В 1962 году он стал соавтором (в титрах не указан) и снял свой первый художественный фильм «Иваново детство». Этот фильм принес ему международное признание и награду «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале в том же году.
Фильм 1966 года «Андрей Рублев», который он написал в соавторстве и снял, стал неоднозначным фильмом. Советские власти не одобрили многие фрагменты фильма. Ему пришлось редактировать его несколько раз, что привело к появлению множества версий фильма разной длины. Наконец, в 1971 году в широкий прокат вышла урезанная версия фильма.
В 1972 году он стал соавтором и режиссером научно-фантастического художественного фильма «Солярис». Фильм получил «Специальный Гран-при жюри» и был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Фильм также принес ему желанную «Премию ФИПРЕССИ».
В 1974 году он закончил «Зеркало», фильм, основанный на его жизни. Его отец был задействован в этом фильме в качестве рассказчика. В фильме использованы стихи его отца. Андрей также конфликтовал с российскими властями из-за этого фильма. В том же году он закончил сценарий под названием «Гофмания», но он так и не увидел свет.
Он поставил «Гамлета», свою единственную пьесу, которая была поставлена в «Ленкоме» в Москве в декабре 1976 года.
К концу 1978 года он стал соавтором сценария «Сардор».
Последним его фильмом в Советском Союзе был «Сталкер», вышедший на экраны в 1979 году. Производство фильма задерживалось из-за плохой проявки негативов. Следовательно, первоначальная команда была уволена, и была привлечена новая команда, чтобы переснять потерянные части. Игра окупилась, и фильм получил «Приз экуменического жюри» на «Каннском кинофестивале».
В том же году он начал работу над фильмом «День первый». Однако его производство было прервано Госкино, российским агентством по сертификации фильмов. «Госкино» заявило, что исходный сценарий, представленный на утверждение перед производством, сильно отличался от того, который фактически находился в производстве.
В том же году он отправился в Италию и снял документальный фильм «Путешествие во времени», основанный на его путешествиях в Италию и внутри нее.
В 1983 году он завершил работу над фильмом «Ностальгия», в написании которого он также участвовал. Фильм получил «Премию ФИПРЕССИ» и «Приз экуменического жюри» на «Каннском кинофестивале». Однако советские власти не позволили фильму завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Расстроенный обращением с ним со стороны советских властей, он заявил, что никогда не вернется в СССР.
В том же году он поставил оперу «Борис Годунов» в «Королевском оперном театре» в Лондоне, Англия.
Его последний фильм «Жертвоприношение», который он написал и снял, был выпущен в 1986 году. Фильм получил «Специальный Гран-при жюри», «Приз экуменического жюри» и «Приз ФИПРЕССИ». Каннский кинофестиваль». Он также был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь». Призы забрал его сын, так как в то время он лечился от рака легких.
Книга «Скульптура во времени», написанная им, посвящена искусству и кино и в первую очередь вдохновлена его опытом.
Личная жизнь
В апреле 1957 года Андрей женился на своей однокурснице по ВГИКу Ирме Рауш. 30 сентября 1962 года у них родился сын Арсений Тарковский.
Ирма снималась в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Однако в июне 1970 года пара официально рассталась.
Затем в 1970 году он женился на Ларисе Тарковской, российской актрисе. Он жил с ней с 1965 года. Она работала ассистентом на съемках «Андрей Рублев».
Она была разведена и имела дочь Ольгу Кизилову от предыдущего брака. Ольга выросла актрисой.
У Андрея и Ларисы родился сын Андрей Андреевич Тарковский, родившийся 7 августа 1970 года.
Она работала с Андреем в качестве его ассистента режиссера в фильмах «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия». Она также появилась в «Зеркале».
Он вел дневник, который теперь известен как «Мартиролог».
Болезнь и смерть
В конце 1985 года у Андрея диагностировали рак легких. В январе следующего года он начал лечение в Париже, Франция.
Он сделал свой последний вздох 29 декабря 1986 года. Его последние обряды были совершены в Александро-Невском соборе в Париже. Он похоронен на «Русском кладбище» в Сент-Женевьев-де-Буа, пригороде Парижа.
Надпись на его надгробии гласит: «Человеку, видевшему Ангела».
Неподтвержденные источники утверждали, что его смерть была организована КГБ, тайной полицией Советского Союза.
Интересно, что его жена Лариса и актер Анатолий Солоницын скончались от подобного типа рака легких. Следовательно, некоторые считают, что их болезнь возникла из-за того, что они попали на химический завод во время съемок «Сталкера».
Наследие
СССР выразил сожаление, что последние годы жизни Андрею пришлось провести в ссылке. Незадолго до его смерти в 1986 году состоялась ретроспектива его фильмов.
Премия памяти Андрея Тарковского была учреждена в 1989 году.
Он был удостоен «Ленинской премии» посмертно в 1990 году.
В 1996 году в Юрьевце был открыт музей его имени.
Его статуя украшает вход во ВГИК.
Его именем названа малая планета.
В память о нем была выпущена марка.
Он был героем многих документальных фильмов.
Известные кинорежиссеры и историки кино назвали его одним из величайших режиссеров.