Десмонд Туту биография. Южноафриканский англиканский священнослужитель

0
607
  • Имя: Десмонд Туту
  • Род деятельности: Южноафриканский англиканский священнослужитель
  • Дата рождения: 7 октября, 1931 (93 лет)
  • Место рождения: Klerksdorp, Южная Африка
  • Образование: Теологический колледж Святого Петра, Королевский колледж
  • Знак зодиака: Весы

Лауреат Нобелевской премии мира Десмонд Туту-известный южноафриканский англиканский священнослужитель, известный своей решительной оппозицией политике апартеида.

Кто такой Десмонд Туту?

Десмонд Туту сделал карьеру в сфере образования, прежде чем обратиться к теологии, и в конечном итоге стал одним из самых выдающихся духовных лидеров в мире. В 1978 году Туту был назначен генеральным секретарем Совета Церквей своей страны и стал ведущим представителем по правам чернокожих южноафриканцев. В течение 1980-х годов он сыграл почти непревзойденную роль в привлечении национального и международного внимания к беззакониям апартеида, а в 1984 году он получил Нобелевскую премию мира за свои усилия. Позже он возглавил комиссию по установлению истины и примирению и на протяжении многих лет продолжал привлекать внимание к ряду вопросов социальной справедливости.

Ранняя жизнь и образование.

Десмонд Мпило Туту родился 7 октября 1931 года в Клерксдорпе, Южная Африка. Его отец был директором начальной школы, а мать работала кухаркой и уборщицей в школе для слепых. Южная Африка юности Туту была жестко сегрегирована, чернокожие африканцы были лишены права голоса и вынуждены жить в определенных районах. Хотя в детстве Туту понимал, что с ним обращаются хуже, чем с белыми детьми, основываясь только на цвете его кожи, он решил использовать ситуацию наилучшим образом и все же сумел провести счастливое детство.

«Мы знали, да, нас обделили» — вспоминал он позже в интервью Академии достижений. — Это было не то же самое для белых детей, но это была самая полная жизнь, какую только можно себе представить. Я имею в виду, что мы делали себе игрушки из проводов, делали машины, и ты действительно взрывался от радости! Туту вспоминает, как однажды, когда он гулял с матерью, белый человек, священник по имени Тревор Хадлстон, приподнял перед ней шляпу — впервые он видел, чтобы белый мужчина оказывал такое уважение черной женщине. Этот инцидент произвел глубокое впечатление на Туту, научив его тому, что ему не нужно принимать дискриминацию и что религия может быть мощным инструментом для защиты расового равенства.

Туту был умным и любознательным ребенком со страстью к чтению. Особенно он любил читать комиксы, Басни Эзопа и пьесы Уильяма Шекспира. В конце концов его семья переехала в Йоханнесбург, и именно в подростковом возрасте Туту заболел туберкулезом, проведя полтора года в санатории для восстановления сил. Этот опыт вдохновил его на стремление стать врачом и найти лекарство от болезни. Туту учился в Йоханнесбургской средней школе Банту, сильно недофинансированной полностью черной школе, где он, тем не менее, преуспел в учебе. «…многие из людей, которые учили нас, были очень преданными, и они вдохновили нас захотеть подражать им и действительно стать всем, чем вы могли бы стать», — вспоминал Туту, выступая в Академии достижений.

Туту окончил среднюю школу в 1950 году, и хотя его приняли в медицинскую школу, его семья не могла позволить себе дорогостоящее обучение. Вместо этого он принял стипендию для обучения в Преторийском Банту нормальном колледже и окончил его с дипломом учителя в 1953 году. Затем он продолжил получать степень бакалавра в Университете Южной Африки в 1954 году. После окончания школы, Туту вернулся в свою альма-матер, чтобы преподавать английский и историю. «…Я старался быть таким, каким были мои учителя для меня, для этих детей, — говорил он, — стремясь привить им гордость, гордость за себя. Гордость за то, что они делали. Гордость, которая говорила, что они могут определить тебя как такого-то. Ты не такой. Убедитесь, что вы доказали их неправоту, став тем, чем как говорит ваш потенциал, вы можете стать.»

Борьба с апартеидом.

Туту все больше разочаровывался в расизме, развращавшем все аспекты жизни Южной Африки в условиях апартеида. В 1948 году Национальная партия получила контроль над правительством и кодифицировала давно существующую в стране сегрегацию и неравенство в официальную жесткую политику апартеида. В 1953 году правительство приняло закон Об образовании Банту, закон, который снизил стандарты образования для чернокожих южноафриканцев, чтобы гарантировать, что они узнают только то, что было необходимо для жизни в рабстве. Правительство тратило на образование чернокожего студента в десять раз больше денег, чем на образование белого, и классы Туту были очень переполнены. Больше не желая участвовать в системе образования, явно направленной на поощрение неравенства, он бросил преподавание в 1957 году.

На следующий год, в 1958 году, Туту поступил в теологический колледж Святого Петра в Йоханнесбурге. В 1960 году он был рукоположен в Сан Англиканского диакона, а в 1961 году-в сан священника. В 1962 году Туту покинул Южную Африку, чтобы продолжить богословские исследования в Лондоне, получив степень магистра богословия в Королевском колледже в 1966 году. Затем он вернулся из четырехлетнего пребывания за границей, чтобы преподавать в Федеральной Теологической семинарии в Алисе в Восточном Кейпе, а также служить капелланом Университета форт-Хейра. В 1970 году Туту переехал в университет Ботсваны, Лесото и Свазиленда в Риме, чтобы работать преподавателем на кафедре теологии. Два года спустя он решил вернуться в Англию, чтобы принять назначение на должность заместителя директора Фонда теологического образования Всемирного Совета Церквей в Кенте.

Восхождение Туту к международной известности началось с того, что он стал первым чернокожим человеком, назначенным англиканским деканом Йоханнесбурга в 1975 году. Именно в этой должности он стал одним из самых видных и красноречивых голосов в южноафриканском движении против апартеида, что особенно важно, учитывая, что многие видные лидеры движения были заключены в тюрьму или в изгнании.

В 1976 году, вскоре после того, как он был назначен епископом Лесото, Туту написал письмо премьер-министру Южной Африки, предупреждая его, что неспособность быстро исправить расовое неравенство может иметь ужасные последствия, но его письмо было проигнорировано. В 1978 году Туту был избран генеральным секретарем южноафриканского Совета Церквей, снова став первым чернокожим гражданином, назначенным на эту должность, и он продолжал использовать свое высокое положение в Южноафриканской религиозной иерархии, чтобы выступать за прекращение апартеида. «Итак, я никогда не сомневался, что в конечном счете мы будем свободны, потому что в конечном счете я знал, что нет никакого способа, которым ложь может одержать верх над правдой, тьма над светом, смерть над жизнью», — сказал он.

Награжден Нобелевской Премией Мира.

В 1984 году Туту получил Нобелевскую премию мира «не только в качестве жеста поддержки ему и Южноафриканскому Совету Церквей, лидером которого он был, но и всем отдельным лицам и группам в Южной Африке, которые своей заботой о человеческом достоинстве, братстве и демократии вызывают восхищение всего мира», как заявил комитет премии. Туту был первым южноафриканцем, получившим эту награду после Альберта Лутули в 1960 году. Его получение Нобелевской премии мира превратило южноафриканское движение против апартеида в поистине международную силу, пользующуюся глубокими симпатиями во всем мире. Эта награда также возвела Туту в статус известного мирового лидера, чьи слова сразу же привлекли внимание.

Туту и Нельсон Мандела.

В 1985 году Туту был назначен епископом Йоханнесбурга, а год спустя он стал первым чернокожим человеком, занявшим высший пост в Южноафриканской Англиканской церкви, когда его избрали архиепископом Кейптауна. В 1987 году он также был назначен президентом Всеафриканской конференции церквей, и эту должность он занимал до 1997 года. В немалой степени благодаря красноречивой пропаганде и смелому руководству Туту в 1993 году южноафриканский апартеид наконец-то пришел к концу, и в 1994 году южноафриканцы избрали Нельсона Манделу своим первым чернокожим президентом. Честь представить нового президента нации выпала архиепископу. Президент Мандела также назначил Туту главой комиссии по установлению истины и примирению, которой было поручено расследовать и сообщать о зверствах, совершенных обеими сторонами в борьбе за апартеид.

В Претории, Южная Африка, Нельсон Мандела получает от архиепископа Десмонда Туту 29 октября 1998 года несколько томов заключительного доклада комиссии по установлению истины и примирению-группы, призванной возместить ущерб, нанесенный во время апартеида.

Хотя он официально ушел из общественной жизни в конце 1990-х годов, Туту продолжает выступать за социальную справедливость и равенство по всему миру, в частности занимаясь такими вопросами, как лечение туберкулеза, профилактика ВИЧ/СПИДа, изменение климата и право неизлечимо больных умереть с достоинством. В 2007 году он присоединился к старейшинам, группе опытных мировых лидеров, включая Кофи Аннана, Мэри Робинсон, Джимми Картера и других, которые встречаются, чтобы обсудить пути поощрения прав человека и мира во всем мире.

Книги Десмонда Туту

За эти годы Туту также написал несколько книг, в том числе «No Future Without Forgiveness» (1999), «Сhildren’s title God’s Dream» (2008) и «The Book of Joy: Lasting Happiness in a Changing World» (2016), причем последняя была написана в соавторстве с Далай-Ламой.

Наследие.

Туту входит в число ведущих правозащитников мира. Подобно Нельсону Манделе, Махатме Ганди и Мартину Лютеру Кингу-младшему, его учение выходит за рамки конкретных причин, ради которых он выступал за борьбу всех угнетенных народов за равенство и свободу. Возможно, то, что делает Туту столь вдохновляющей и универсальной фигурой, — это его непоколебимый оптимизм перед лицом подавляющих шансов и его безграничная вера в способность людей творить добро. «Несмотря на все ужасы мира, люди созданы для добра», — сказал он однажды. — Те, кто пользуется большим уважением, не обладают ни военной мощью, ни даже экономическим процветанием. У них есть обязательство попытаться сделать мир лучше.»

Жена и дети.

Туту женился на Номализо Ли 2 июля 1955 года. У них четверо детей, и они до сих пор женаты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь