- Имя: Дмитрий Зиновьевич Тёмкин
- Род деятельности: Кинокомпозитор, аранжировщик, дирижёр
- Рост: 1, 80 м
- Дата рождения: 10 мая, 1894
- Дата смерти: 11 ноября, 1979 (85 лет)
- Место рождения: Кременчуг, Полтавская губерния, Российская империя
Дмитрий Тёмкин был русским еврейским композитором, эмигрировавшим в Америку и ставшим одним из самых выдающихся и любимых музыкальных писателей Голливуда. Он занял почетное место в пантеоне самых успешных и продуктивных композиторов в истории американского кино, заработав себе четыре премии «Оскар» и шестнадцать номинаций на премию «Оскар».
Детство и юность
Дмитрий Зиновьевич Тёмкин родился 10 мая 1894 года в Кременчуге, Российская империя. Его мать, Мария (в девичестве Тартаковская), была русской пианисткой и педагогом. Его отец, Зиновий Темкин, был известным врачом. Его дядя, раввин Владимир Темкин, был первым президентом Всемирного сионистского союза.
Молодой Дмитрий начал заниматься музыкой под опекой своей матери. Затем в Санкт-Петербургской консерватории обучался игре на фортепиано у Феликса Блюменфельда и Изабеллы Венгеровой. Александр Глазунов, оценивший талант Темкина и нанявший его репетитором по фортепиано к своей племяннице. Вскоре Дмитрий появился на российских сценах как вундеркинд-пианист и продолжил развиваться в пианиста-виртуоза. Как и другие интеллектуалы в Санкт-Петербурге, Темкин часто посещал клуб возле Оперы под названием Stray Dog Café, где собирались российские знаменитости, включая режиссеров Всеволода Мейерхольда и Николая Евреинова, писателей Бориса Пастернака, Алексея Толстого, Сергея Есенина, Анну Ахматову, Николая Гумилева и Владимира Маяковского, устраивали свои богемные тусовки. Там Темкина можно было увидеть с двумя его друзьями, композитором Сергеем Прокофьевым и балетмейстер Михаил Фокин. В то же время он также приобрел известность и проявил большой интерес к американской музыке, в том числе к творчеству Ирвинга Берлина, регтайму, блюзу и раннему джазу.
Музыкальная карьера
Свою музыкальную карьеру Темкин начал в качестве концертмейстера русских и французских немых фильмов в кинотеатрах Санкт-Петербурга. Когда известный комик Макс Линдер гастролировал по России, он нанял Темкина для исполнения фортепианных импровизаций для Шоу Макса Линдера, и их сотрудничество оказалось успешным. Он также аккомпанировал классическому фортепиано для известной балерины Тамары Карсавиной. Однако коммунистическая революция 1917 года в России вызвала кардинальные политические и экономические изменения.
С 1917 по 1921 год Темкин был штатным композитором Красной Армии, писал музыку для революционных массовых спектаклей на Дворцовой площади с участием 500 музыкантов и 8000 статистов, таких как «Штурм Зимнего дворца» в постановке Всеволода Мейерхольда и Николая Евреинова к трехлетию коммунистической революции.
В 1921 году Темкин эмигрировал из России и переехал в Берлин к своему отцу, который работал с известным немецким биохимиком Паулем Эрлихом. В Берлине Темкин провел несколько занятий с Ферруччо Бузони и его круг. К 1922 году Дмитрий был хорошо известен своими концертными выступлениями в Германии, часто с Берлинским филармоническим оркестром. В его репертуаре были произведения, написанные для него другими композиторами. Он также концертировал во Франции. Там, в Париже, Федор Шаляпин-старший убедил Темкина эмигрировать в США.
В 1925 году Темкин впервые выступил в Нью-Йорке: он стал главным пианистом бродвейской танцевальной студии. Там он познакомился и вскоре женился на солистке и хореографе Альбертине Раш. Он также встречался с композиторами Джорджем Гершвином, Ричардом Роджерсом и Джеромом Керном. В 1928 году Темкин совершил концертное турне по Европе, знакомя публику с произведениями Гершвина. Он дал французскую премьеру «Фортепианного концерта фа» Гершвина в знаменитой «L’Opera de Paris».
Его голливудский дебют состоялся в 1929 году, когда MGM предложила ему контракт на написание музыки к пяти фильмам. Его жена получила должность помощника хореографа в некоторых музыкальных фильмах. Он также написал музыку к фильму Universal Pictures, давал концерты в Нью-Йорке и продолжал сочинять балетную музыку для танцев своей жены. Он также продолжал писать американскую популярную музыку и песни. Он получил дальнейшее распространение на Бродвее с Шубертами и Флоренцем Зигфельдом-младшим.. Он поставил свою собственную пьесу «Сокращение расходов», но она провалилась среди мрака Великой депрессии, и он снова вернулся в Голливуд в 1933 году. Когда он вернулся, он был один. К тому времени Темкин разочаровался в интригах и политике внутри голливудской студийной системы. Он уже знал истинную ценность своего музыкального таланта и предпочел работать со студиями внештатно, а не заключать контракт на несколько картин. Он стал кем-то вроде крестоносца, настаивая на лучшей оплате и остаточных доходах. Его независимая личность отражалась в его музыке и деловой жизни: у него никогда не было долгосрочного контракта со студией. Хотя MGM была первой, кто познакомился с его услугами, Темкин затем обратился к Paramount за Алиса в стране чудес (1933)., еще один прекрасный пример создания музыки, которая ему нравилась. Самый известный независимый композитор Голливуда Темкин, благодаря своему статусу свободного агента, заключал условия контракта в свою пользу, что, в свою очередь, приносило пользу другим музыкантам. Он настойчиво добивался прав на публикацию музыки и основал собственное музыкальное издательство ASCAP, Volta Music Corporation, оставаясь при этом верным французской организации по правам на исполнение SACEM. По словам самого Темкина: «Я борюсь за достоинство. Не только за композитора, но и за всех художников, ответственных за картину». Он также боролся за то, чтобы нанимать квалифицированных музыкантов независимо от их расы.
Как композитор, получивший классическое образование в Санкт-Петербургской консерватории, Темкин прекрасно владел оркестровыми аранжировками со сложными духовыми и струнными инструментами но он также досконально разбирался в музыкальных тонкостях Америки и интегрировал их в традиционные европейские формы. Его интерес к музыкальной форме привел к написанию следующей партитуры для оперетты. Строптивая Мариэтта (1935), популярный мюзикл, в котором снялись Джанетт Макдональд и Нельсон Эдди. Он также сделал свою долю аранжировки стандартной музыки. Среди его наиболее успешных партнерских отношений было партнерство с режиссером Фрэнком Капрой, начиная с «Потерянный горизонт» (1937), где Темкин использовал множество новаторских идей и получил свою первую номинацию на премию Оскар. Связь с Капрой продолжалась еще четыре известных фильма, кульминацией которых стал «Эта замечательная жизнь» (1946).
В 1937 году Темкин стал американским гражданином. В следующем году он дебютировал на публике с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром. В годы Второй мировой войны он написал музыку к 12 военным документальным фильмам, заработав себе специальную награду Министерства обороны США. После войны он рискнул использовать все стили музыки для фильмов, от мистики и ужасов до приключений и драмы, таких как его очаровательная музыка, запутанная работа над «Девушкой с льняными волосами» Клода Дебюсси для навязчивого Портрета Дженни (1948) и энергичные боевые темы для Сирано де Бержерак (1950).
Он написал музыку к трем фильмам для Альфреда Хичкока, пожалуй, самый изобретательный фильм для создания напряженности Незнакомцы в поезде (1951) с неуправляемым финалом карусели. Он также работал с ведущими режиссерами исключительно американского жанра — вестерна. Его самым громким успехом стала оригинальная музыка к «Дуэль под солнцем» (1946) Кинга Видора. Для этого фильма Темкин написал пышную оркестровую музыку, пытаясь исполнить роль сценариста и продюсера Дэвида О. Селзника просьба «Сделай тему для оргазма!» Темкин работал несколько недель и сочинил мощную тему, кульминацией которой стали 40 барабанщиков. Селсник был впечатлен, но прокомментировал: «Это не оргазм!» Темкин проработал еще месяц и представил еще более мощную тему с кульминацией в 100 голосов. Селзник снова был впечатлен, но прокомментировал: «Это не оргазм! Это не то, как я трахаюсь!» Темкин блестяще ответил: «Мистер Селзник, вы можете трахаться, как хотите, но я трахаюсь так!» Селзник был убежден, и после этого музыка Темкина была полностью принята.
В 1948 году он написал музыку к одному из вестернов с Джоном Уэйном «Красная река» (1948) Говарда Хоукса. Уэйн познакомился с Темкиным еще в пяти фильмах 1960-х годов. Темкин добавлял песню ко всем своим партитурам, начиная с малоизвестной «Тропы в Мексику» (1946). Результат удался, и вестерн с песнями стал визитной карточкой Темкина. Звук духовых и сочный струнный оркестр больше всего ассоциируется со стилем Темкина, кульминацией которого стала «Непрощенная» (1960) Джона Хьюстона, хотя тот же подход он применил в «Ровно в полдень» (1952) с известной песней «Не оставляй меня, о, мой милый»» и Говарда Хоукса «Большое небо» (1952). Большинство его песен для большого экрана были написаны для вестернов и насчитывали около 25 тем. Больше всего песен, которые он сочинил для одного фильма, было шесть для Дружеское увещевание (1956). Темкин добился драматических эффектов, используя свои фирменные оркестровые аранжировки в таких известных фильмах, как «Гигант» (1956), «Старик и море» (1958) и «Пушки острова Наварон» (1961). Он также написал музыку и тематические песни для нескольких телесериалов, в первую очередь для «Сыромятной плеть » Клинта Иствуда (1959).
В 1967 году скончалась его любимая жена Альбертина Раш, и Темкин был эмоционально опустошен. Возвращаясь с похорон жены в свой дом в Хэнкок-парке в Лос-Анджелесе, он подвергся нападению и избиению уличной банды. Преступление причинило ему еще большую боль, поэтому по рекомендации врача Темкин на всю оставшуюся жизнь переехал в Европу.
В 1960-х годах Темкин продюсировал Золото Маккенны (1969) с Грегори Пеком и Омаром Шарифом в главных ролях. Он также выступил исполнительным продюсером и организовал совместное производство США и России Чайковский (1970), за которую он был номинирован на премию Оскар за лучшую музыку, а фильм также был номинирован в категории фильмов на иностранном языке. Съемки в России позволили ему вернуться на родину впервые с 1921 года, что также стало последним визитом на родину.
В 1972 году Темкин женился на Оливии Синтии Патч, британской аристократке, и пара поселилась в Лондоне. У них также был второй дом в Париже. Всю оставшуюся жизнь Темкин предавался игре на фортепиано, радость разделяла и его жена.
Дмитрий Зиновьевич Тёмкин умер 11 ноября 1979 года в Лондоне, Англия, и был похоронен на Мемориальном кладбище Форест-Лоун в Глендейле, Калифорния. В 1999 году Дмитрий Темкин был изображен на одной из шести памятных почтовых марок номиналом 33 цента США из серии «Легенды американской музыки», посвященной голливудским композиторам.