- Имя: Гарри Белафонте
- Род деятельности: Певец, актёр и общественный активист
- Дата рождения: 1 марта, 1927 (97 лет)
- Место рождения: Нью-Йорк, Нью-Йорк
- Знак зодиака: Рыбы
Актер, певец и активист Гарри Белафонте добился длительной известности благодаря таким песням, как «The Banana Boat Song (Day-O)», а также за свою кино-и гуманитарную деятельность.
Кто такой Гарри Белафонте?
Гарри Белафонте в детстве боролся с бедностью и бурной семейной жизнью. Его профессиональная карьера началась с мюзикла «Кармен Джонс», и вскоре он уже сжигал чарты такими хитами, как «The Banana Boat Song (Day-O)» и «Jump in the Line». Белафонте также отстаивал многие социальные и политические интересы и заслужил такие престижные награды, как Национальная медаль искусств.
Ранняя жизнь
Гарольд Джордж Белафонте младший родился 1 марта 1927 года в Нью-Йорке в семье карибских иммигрантов. Его мать работала портнихой и уборщицей, а отец служил поваром на торговых судах, прежде чем покинуть семью, когда Белафонте был маленьким мальчиком.
Белафонте также провел большую часть своих ранних лет на Ямайке, родной стране своей матери. Там он воочию увидел притеснения чернокожих английскими властями, которые произвели на него неизгладимое впечатление.
Белафонте вернулся в Нью-йоркский район Гарлем в 1940 году, чтобы жить со своей матерью. Они боролись с бедностью, и Белафонте часто заботился о других, пока его мать работала. «Самое трудное время в моей жизни было, когда я был ребенком» — сказал он позже журналу People. «Моя мать дарила мне любовь, но, поскольку я был предоставлен самому себе, также много страданий».
Начало карьеры
Бросив школу, Белафонте в 1944 году поступил на службу в военно-морской флот США. Он вернулся в Нью-Йорк после увольнения и работал помощником уборщика, когда впервые посетил постановку в Американском негритянском театре (AMT).
Загипнотизированный спектаклем, молодой ветеран военно-морского флота вызвался работать на АМТ в качестве рабочего сцены, в конце концов решив стать актером.
Белафонте изучал драматургию в Драматической мастерской Эрвина Пискатора, где его одноклассниками были Марлон Брандо, Вальтер Маттау и Беатрис Артур. Наряду с появлением в AMT productions, он привлек внимание музыкального агента Монте Кея, который предложил Белафонте возможность выступить в джаз-клубе под названием the Royal Roost. При поддержке таких талантливых музыкантов, как Чарли Паркер и Майлз Дэвис, Белафонте стал популярным актером в клубе. В 1949 году он заключил свой первый контракт на запись.
К началу 1950-х годов Белафонте отказался от популярной музыки из своего репертуара в пользу народной. Он стал заядлым слушателем традиционных народных песен со всего мира и выступал в таких нью-йоркских клубах, как The Village Vanguard.
Фильмы
За это время Белафонте добился успеха как актер: Дебютировав на Бродвее в 1953 году, он получил премию «Тони» в следующем году за работу в Альманахе Джона Мюррея Андерсона, в котором исполнил несколько собственных песен. Белафонте также появился в другом хорошо принятом музыкальном ревю, «3 for Tonight», в 1955 году.
Примерно в это же время Белафонте начал свою кинокарьеру. Он играл директора школы вместе с Дороти Дандридж в своем первом фильме «Яркая дорога» (1953). Пара воссоединилась в следующем году для фильма Отто Преминджера «Кармен Джонс», экранизации бродвейского мюзикла .
Белафонте пользовался некоторым успехом благодаря сотрудничеству с давним другом Сидни Пуатье, включая «Бак и Проповедник» 1972 года и «Субботний вечер на окраине города» 1974 года. Он также неоднократно появлялся на телевидении в 1970-х и 1980-х годах, включая гостевое место в Маппет-шоу, на котором он пел некоторые из своих самых популярных песен. Белафонте также работал с Марло Томасом над детским специальным проэктом 1974 года «Free To Be … You and Me».
Белафонте вернулся на большой экран в 1990-х годах, впервые сыграв самого себя в голливудском фильме «Игрок» (1992). «Бремя белого человека» (1995), в котором снялся Джон Траволта, было коммерческим и критическим разочарованием, но Белафонте преуспел лучше в фильме «Канзас-Сити» Роберта Альтмана (1996). Позже он снялся в политической драме 1999 года «За и против» и появился в 2006 году в фильме «Бобби» об убийстве Роберта Кеннеди.
Музыка
Успех «Кармен Джонс» в 1954 году сделал Белафонте звездой, и вскоре он стал музыкальной сенсацией. С RCA Victor Records он выпустил «Calypso» (1956), альбом с его взглядом на традиционную карибскую народную музыку. «The Banana Boat Song (Day-O)» оказалась огромным хитом. Это была не просто популярная мелодия, она также имела особое значение для Белафонте: «Эта песня-образ жизни» — сказал Белафонте позже газете «Нью-Йорк Таймс». — Это песня о моем отце, моей матери, моих дядях, мужчинах и женщинах, которые трудятся на банановых полях, тростниковых полях Ямайки».
Познакомив Америку с новым жанром музыки, «Calypso» стал первым полноформатным альбомом, проданным тиражом в 1 миллион экземпляров, и привел к тому, что Белафонте получил прозвище «Король Калипсо». Певец также работал с другими народными артистами, включая Боба Дилана и Одетту, с которыми он записал версию традиционной детской песни «There’s a Hole in My Bucket.» В 1961 году у Белафонте был еще один большой хит с «Jump in the Line».
Белафонте был первым афроамериканцем, получившим премию «Эмми» за фильм «Revlon Revue: Tonight with Belafonte» (1959), и первым афроамериканским телевизионным продюсером. В 1970 году он объединился с певицей Леной Хорн для часового телевизионного спецвыпуска, который продемонстрировал их таланты. Белафонте продолжал выпускать альбомы в 1970-е годы, хотя его выпуск замедлился к середине десятилетия.
Социальная и политическая активность
Всегда откровенный, Белафонте черпал вдохновение для своей деятельности в таких фигурах, как певец Пол Робсон и писатель и активист У. Э. Б. Дюбуа. После встречи с лидером движения за гражданские права Мартином Лютером Кингом-младшим в 1950-х годах они стали хорошими друзьями, и Белафонте стал сильным голосом движения. Он оказывал финансовую поддержку Студенческому ненасильственному координационному комитету и участвовал в многочисленных митингах и акциях протеста. Белафонте помог организовать Марш 1963 года на Вашингтон, в ходе которого Кинг произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта» и встретился с лидером движения за гражданские права незадолго до того, как его убили в 1968 году.
В середине 1960-х годов Белафонте также начал поддерживать новых африканских художников. Впервые он встретил изгнанную южноафриканскую артистку Мириам Макеба, известную как «Мама Африка», в Лондоне в 1958 году, и вместе они выиграли премию «Грэмми» за лучшую фолк-запись для своего альбома 1965 года «An Evening with Belafonte/Makeba». Он помог представить ее международной аудитории и привлек внимание к жизни в условиях апартеида в Южной Африке.
В 1980-х годах Белафонте возглавил усилия по оказанию помощи людям в Африке. Ему пришла в голову идея записать песню с другими знаменитостями, которую можно было бы продать, чтобы собрать средства для оказания помощи голодающим в Эфиопии. Написанная Майклом Джексоном и Лайонелом Ричи, «We Are the World» включала вокал таких великих музыкантов, как Рэй Чарльз, Диана Росс и Брюс Спрингстин. Песня была выпущена в 1985 году, собрала миллионы долларов и стала международным хитом.
На протяжении многих лет Белафонте поддерживал и многие другие проэкты. В дополнение к своей роли посла доброй воли ЮНИСЕФ он проводил кампанию за прекращение практики апартеида в Южной Африке и выступал против военных действий США в Ираке.
Белафонте иногда попадал в горячую воду за свои откровенно высказанные мнения. В 2006 году он попал в заголовки газет, когда упомянул президента Джорджа У. Буша как «величайшего террориста в мире» за развязывание войны в Ираке. Он также оскорбил двух видных афроамериканских членов администрации Буша, генерала Колина Пауэлла и Кондолизу Райс, назвав их «домашними рабами». Несмотря на давление СМИ, он упорно отказывался извиняться за свои высказывания. Что касается Пауэлла и Райс, Белафонте сказал, что они «служат тем, кто продолжает создавать наше угнетение».
Награды
Белафонте за более чем полвека добился самых высоких почестей в глазах общественности. Он был лауреатом премии Кеннеди-центра в 1989 году, Национальной медали искусств в 1994 году и премии Грэмми за пожизненные достижения в 2000 году. Кроме того, в 2014 году он получил гуманитарную премию имени Жана Хершольта на премии губернаторов.
Личная жизнь
Белафонте живет в Нью-Йорке со своей третьей женой, фотографом Памелой Франк. Супруги поженились в 2008 году. У Белафонте было двое детей от второй жены, танцовщицы Джули Робинсон, а также двое других детей от первого брака с Маргаритой Берд.