Мария Тюссо биография. Скульптор, основательница известного музея восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

0
167
Мария Тюссо (Анна Мария Гросхольц)
  • Имя: Мария Тюссо (Анна Мария Гросхольц)
  • Род деятельности: Скульптор
  • Дата рождения: 12 декабря, 1761
  • Дата смерти: 18 апреля, 1850 (88 лет)
  • Место рождения: Страсбург

Мария Тюссо была известной французской художницей лепки из воска, основательницей знаменитого лондонского «Музея восковых фигур мадам Тюссо» и одной из самых успешных женщин в карьере 19 века.

После тяжелого детства она научилась лепке из воска у врача, у которого ее мать работала домработницей. Первые восковые модели, которые она сделала, были Вольтером и Руссо. В молодости она испытала ужасы «Французской революции». Она была заключена в тюрьму во время революции, а после освобождения ее заставили продемонстрировать свою преданность революции, сделав посмертные маски гонорарам, Королю и его Королеве. Ей пришлось изготовить слепки с отрубленных на гильотине голов.

После революции она со своими восковыми фигурами поехала в Англию и 33 года путешествовала по Британским островам, выставляя свои модели. Потом, она основала успешный постоянный музей на Бейкер-стрит в Лондоне. Уже более 250 лет музей мадам Тюссо является известной достопримечательностью Лондона, а теперь он расширился до нескольких филиалов по всему миру.

Ранняя жизнь и карьера

Анна Мария Гросхольц (Мария Тюссо)  12 декабря 1761 года в Страсбурге, между Германией и Францией. Ее отец, Йозеф Гросхольц, был немецким солдатом, погибшим в «Семилетней войне» еще до ее рождения (согласно ее мемуарам). Однако исторические источники указывают, что он принадлежал к семье публичных палачей.

Овдовевшая мать Тюссо, Энн Мари Вальдер, отвезла ее в Берн, Швейцария, где она работала экономкой у Филиппа Курциуса, врача. Врач тоже лепил из воска. Он готовил анатомические восковые модели для преподавания в медицинской школе, но позже делал и восковые портреты. (Якобы он также тайно создавал эротические восковые фигуры для частных клиентов).

В 1765 году Курций переехал в Париж, где основал фирму восковых портретов (Cabinet de Portraits En Cire). Примерно в 1766 году Тюссо с матерью уехали в Париж. Куртиус открыл «Кабинет портретов на свете» (фирма по изготовлению восковых портретов) и свою первую выставку в 1770 году. Поскольку его работы получили положительный отклик, он перенес выставку в «Пале-Рояль» в 1776 году. Он создал восковую модель мадам дю. Барри, последняя любовница Людовика XV. В 1782 году он открыл свою вторую выставку на Бульваре дю Темпл, которая называлась «Caverne des Grands Voleurs» или «Пещера великих воров», на которой были представлены статуи злодейских персонажей из истории.

Тюссо получила швейцарское гражданство. Она научилась искусству лепки из воска у Курция, которого назвала «дядей». Она начала свою работу (в 1777 году) с восковых слепков известных личностей, таких как философы Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин. Она познакомилась со многими известными французскими аристократами и учеными того периода.

В 1780 году Тюссо была назначена наставником по искусству принцессы Елизаветы, сестры Людовика XVI, и был приглашен остановиться во дворце в Версале (согласно ее мемуарам, но не подтверждено). Она вернулась в Париж в 1789 году, во время «Французской революции».

Беспорядки начались после того, как придворный министр Жак Неккер был отправлен в отставку, а революционеры устроили имитацию похоронной процессии с восковыми слепками Неккера и герцога Орлеанского. В них стреляли, и это было началом революции. В шествии использовались слепки из восковой коллекции Курция и Марии.

Во время революции Тюссо считалась сторонницей монархии. В 1793 году она и Жозефина де Богарне (будущая жена Наполеона) были арестованы и заключены в тюрьму «Лафорс» в Париже. (Она упомянула, что делила тюремную камеру с Жозефиной, будущей женой Наполеона). Ее даже готовили к казни, обрив голову, но, поняв, что она была художником по моделированию воском, она была вынуждена сделать слепки головы / лица известных казненных личностей. Ее заставили показать свою лояльность к революции, моделируя казненных монархов, ее бывших покровителей. (В своих мемуарах она упоминала, что ее спас от казни революционный актер-драматург Колло д’Эрбуа, знавший Курция).

Во время «правления террора» Тюссо столкнулась с ужасом, когда ей пришлось делать слепки с отрубленных голов жертв гильотины. Она знала многих из них как посетителей дома ее дяди. Ей пришлось сделать слепки членов королевской семьи, включая принцессу де Ламбаль, королеву Марию-Антуанетту и короля Людовика XVI.

По приказу Национального собрания Тюссо сделала посмертную маску Жан-Поля Марата после того, как Шарлотта Корде зарезала его ножом в ванне. Позже, когда была казнена Шарлотта Корде, Тюссо также попросили слепить ей лицо. Она также сделала актерский состав адвоката и государственного деятеля Робеспьера, с которым познакомилась в доме своего дяди.

Когда Курций умер в сентябре 1794 года, Тюссо унаследовала все его восковые фигуры вместе с двумя его музеями. В 1795 году она вышла замуж за Франсуа Тюссо, инженера-строителя из Макона. Их первенцем была дочь, но она умерла вскоре после рождения. После этого она родила двух сыновей, Жозефа (1798 г.) и Франсуа (1800 г.). Однако брак у нее был несчастливый.

«Французская революция» оказала влияние на бизнес Тюссо. Когда в 1802 году между Францией и Великобританией был подписан «Амьенский договор», она поехала в Лондон со своими восковыми фигурами и взяла с собой своего старшего сына Джозефа.

Тюссо приехала в Лондон по приглашению немецкого иллюзиониста и пионера шоу Phantasmagoria Поля Филидора. Вместе с его шоу она представила свою выставку в нижнем этаже Лицея театра. Однако она не была довольна результатом, поэтому поехала в Эдинбург со своим шоу в 1803 году.

К 1803 году начались наполеоновские войны, поэтому она не могла вернуться домой. Тюссо продолжила путешествовать по Англии, Шотландии и Ирландии со своей выставкой восковых фигур. Она загрузила свои восковые работы в железнодорожные вагоны и объехала более 75 городов и других небольших мест. Люди были очарованы ее жизненными фигурами и историей, стоящей за ними. Картины революции сделали ужасную реальность почти живой для них с моделью гильотины или Марата, заколотого в ванне, или казни Короля и Королевы. Она путешествовала 33 года, прежде чем основала постоянный музей.

Несмотря на то, что Тюссо отдалилась от своего мужа, она отправляла ему деньги из прибыли, которую она зарабатывала. Но он потратил деньги, и ее второму сыну, Франсуа, пришлось продать часть оставшихся восковых фигур. В 1822 году он присоединился к ней и помогал в изготовлении деревянных конечностей для фигур, поскольку он был обученным плотником. Она так и не вернулась во Францию ​​и не встретила своего мужа. В 1835 году она открыла «Мадам Тюссо и сыновья», постоянный музей своей коллекции на Бейкер-стрит в Лондоне. Сама она заведовала прилавком коллекций даже в свои 80 лет.

В 1837 году Тюссо разрешили воспроизвести королеву Викторию в ее коронационном платье, которое стало центральным украшением музея. Сцены казни были помещены в «Отдельную комнату», которую СМИ назвали «Палатой ужасов» (1846 г.).

В 1838 году Тюссо продиктовала свои мемуары своему другу Фрэнсису Эрве. Однако некоторые детали не были проверены.

Мадам Тюссо (Анна Мария Гросхольц) умерла во сне 18 апреля 1850 года в возрасте 88 лет. Ее сыновья и внуки продолжали выставки восковых фигур. В 1884 году музей переместили в более просторное место на Мэрилебон-роуд. В 1925 году он был разрушен пожаром, но отстроен заново. Во время бомбардировки во время Второй мировой войны было повреждено 350 фигур, но основные фигуры были спасены.

Сейчас у музея мадам Тюссо 24 филиала по всему миру.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь