- Имя: Мириам Макеба
- Род деятельности: Певица, актриса. Борец за гражданские права
- Дата рождения: 3 марта, 1932
- Дата смерти: 9 ноября, 2008 (76 лет)
- Место рождения: Йоханнесбург, Трансвааль, ЮАС
Мириам Макеба была южноафриканской певицей и активисткой против апартеида. После того, как она была изгнана из Южной Африки в 1960 году, она использовала свой успех, чтобы пролить свет на неприглядную правду правительства апартеида.
Мириам Макеба была хорошо известна своим незабываемым голосом, но никто не может отрицать, что она сыграла еще большую роль в истории Южной Африки. Во время своего пребывания в изгнании она стала очень откровенно высказываться о своей позиции против апартеида. Она использовала свое высокое положение, чтобы обратиться к Организации Объединенных Наций и обсудить проблемы, возникающие в Южной Африке. Она продемонстрировала, что есть разные способы борьбы с репрессивным правительством; ее песни и успех оказались формой протеста, который правительство апартеида пыталось заглушить, но безуспешно. Успех, достигнутый Макебой на международном уровне, помог разоблачить страдания африканцев. Находясь в изгнании в Америке и Гвинее, Мириам Макеба внесла свой вклад в борьбу с правительством апартеида через свои песни, туры,
Детство и юность
Мириам Зензиле Макеба родилась в городке Проспект, недалеко от Йоханнесбурга, 4 марта 1932 года. Ее мать была сангомой из Свазиленда — народной целительницей, а отец — шахтером. Макеба училась в Кимертонском учебном институте в Претории. Она начала петь в церковном хоре. Ее музыкальная карьера была поставлена на паузу, когда она обнаружила, что беременна; она вышла замуж за отца своего будущего ребенка, Гули. В 1950 году, в возрасте восемнадцати лет, Макеба родила свою первую дочь Бонги.
Когда ей было немного за двадцать, она жила в Софиатауне, где музыкальная сцена была очень разнообразной. Она начала получать национальное признание, когда присоединилась к Manhattan Brothers в качестве бэк-вокалистки в 1954 году. В 1959 году она покинула группу, чтобы присоединиться к женской группе под названием Skylarks. Успех, который последовал за ней после «Skylarks», принес ей главную роль в шоу «Кинг-Конг», которое было южноафриканским мюзиклом. Этот мюзикл был основан на жизни южноафриканского боксера Иезекииля Длхмини, которому не разрешили соревноваться за пределами страны. Макеба сыграла девушку Длхмини и исполнила две песни.
Хотя слава Макебы в Южной Африке уже росла к тому времени, когда она закончила «Кинг-Конг», ее появление в фильме «Вернись, Африка», который был выпущен в 1959 году в Южной Африке и в 1960 году в Америке, привлекло внимание европейской и американской аудитории. Макеба закончила записывать свои части «Вернись в Африку» до того, как начала «Кинг-Конг», но режиссер продолжал снимать, пока не закончил в 1959 году. Лайонел Рогозин снял этот политический фильм, в котором резко критиковалось правительство апартеида; Излишне говорить, что правительство Южной Африки не было в восторге от этого фильма, особенно потому, что он был снят и вывезен контрабандой из страны без согласия правительственных чиновников.
Макеба в изгнании
Как раз перед выходом фильма «Вернись, Африка» Рогозин связался с Макебой, чтобы тот присоединился к нему на Венецианском кинофестивале. В августе 1959 года Макеба впервые покинула Южную Африку, оставив восьмилетнюю дочь. Следующий год она проводит в турах и выступлениях на ток-шоу. Макебе позвонила ее мать, чтобы она забрала Бонги; она сделала приготовления, и вскоре она воссоединилась со своей теперь уже девятилетней дочерью. В 1960 году, несмотря на несколько попыток связаться с матерью, ей это не удалось. Наконец ей позвонил брат и сообщил, что ее мать скончалась.
Хотя Макеба никогда не выступала против правительства Южной Африки, ее изгнали из родной страны, потому что апартеид увидел в ее успехе угрозу; она могла наброситься, что делало ее опасной. Ее неспособность попрощаться с матерью оставила у нее сильную боль и горе. Ей запретили входить в свой дом и все, что она когда-либо знала. Следовательно, она не ступала в Южную Африку в течение тридцати одного года.
Музыкальная карьера Макебы
Несмотря на изгнание, она сосредоточила свое время и энергию на своей музыкальной карьере. Макеба была одной из первых артисток, которая познакомила международную аудиторию с культурой Южной Африки своей музыкой. Она привлекла всеобщее внимание, кроме южноафриканцев, потому что ее музыку там не разрешали играть. Международной публике понравились щелчки в ее песнях, потому что они были не похожи ни на что из того, что они слышали раньше.
Ее хит «Pata Pata», также известный как «The Clicking Song», был одной из первых песен, познакомивших западных слушателей со щелчками языков зулу. В своей автобиографии она заявила, что «песня, которая «подняла» мою карьеру выше, чем когда-либо… также является одной из моих самых незначительных песен». Она описала песню как «незначительную», потому что в ней не было настоящего сообщения. Первоначально она написала «Phatha Phatha» (первоначальное написание «Phatha» — это слово на языках зулу и коса) в 1956 году, когда она еще находилась в Южной Африке. Песня имеет очень приподнятый ритм и заставляет слушателей вставать и танцевать. Слово Phatha означает «прикосновение» как на зулусском, так и на коса; она рассказала, что написала песню о танце, который будет танцевать дома. Позже она решила переработать песню и добавить немного английского текста, чтобы «принести песню в контекст для международной аудитории». Песня вошла в чарт Billboard Top 100 R&B 7 октября 1967 года и оставалась там 13 недель. До конца карьеры Мириам Макеба «Pata Pata» (написание изменилось, когда она добавила текст на английском языке) будет ее самой популярной песней. Ее стиль музыки принес ей титулы «Мама Африка» и «Императрица африканской песни».
У Макебы была большая страсть и любовь к музыке. В интервью Макеба заявила, что «ее музыка дала ей мир». Но в то же время, что ее музыка предоставила ей возможность посетить многие страны и узнать о разных культурах, она также забрала столько же, сколько и дала. Противостояние и «выступление против апартеида и пение о жизни в Африке принесли ей легионы поклонников, но также и некоторых врагов». Хотя многие южноафриканцы боролись под властью апартеида и хотели покинуть свою родную страну, люди, которые были изгнаны, всегда мечтали вернуться домой. Мириам Макеба не стала исключением.
Песни Макебы не только раскрывали культуру и традиции южноафриканского народа, но и лирика содержала политические и противоречивые идеи. Хью Масекела, один из пяти ее мужей, написал песню под названием «Соуэто Блюз». Она была исполнена Макебой и выпущена в 1977 году в альбоме Масекелы «Ты сказал своей маме не волноваться». Соуэто, что означает «юго-западные городки», стал местом резни в 1976 году. «Соуэто Блюз» описал, как правительство апартеида изменило язык образовательной системы на африкаанский язык, на котором не говорит большинство детей.
Макеба и культурный бойкот
Кроме того, Макеба также участвовал в культурном бойкоте Южной Африки. В 1965 году Макеба вместе с другими художниками поклялся не иметь никаких
«личных или профессиональных ассоциаций с нынешней Южно-Африканской Республикой… до тех пор, пока все ее жители — черные и белые — не будут в равной степени пользоваться образовательными и культурными преимуществами этой богатой и прекрасной земли».
Несмотря на усилия других стран мира изменить репрессивные методы правления апартеида, их попытки не оправдали их ожиданий. Бойкот был публичной формой сопротивления со стороны многих южноафриканских художников. Цель состояла в том, чтобы усилить нагрузку на южноафриканцев, чтобы заставить их внести желаемые изменения. Каждый подписавший бойкот пообещал дистанцироваться от правительства Южной Африки до тех пор, пока правительство не признает равенство белых и черных.
Макеба и тур по Грейсленду
Карьера Макебы стала еще более противоречивой, когда она присоединилась к Полу Саймону во время его тура по Грейсленду. В 1986 году Пол Саймон приехал в Южную Африку, чтобы записать свой альбом «Graceland» с несколькими местными музыкантами. Многие активисты против апартеида утверждали, что это является нарушением культурного бойкота 1965 года, установленного Комитетом ООН по борьбе с апартеидом; таким образом, участие Макебы в его турне также было расценено как нарушение бойкота, который она обещала поддерживать. Скандалы вокруг турне 1987 года закончились многочисленными научными дебатами, в которых задавался вопрос о том, как пение помогает положить конец правительству апартеида.
В книге «Возвращение в Грейсленд» ученый Чарльз Хэмм сосредотачивается на участии Макебы в туре Пола Саймона по Грейсленду. В 1987 году Макеба и Хью Масекела вышли на сцену в Хараре, Зимбабве, чтобы спеть свои политические песни, такие как Soweto Blues и Bring Him Back Home, песню Масекелы, которая требовала освобождения Нельсона Манделы. Они дали два концерта в этом месте, и это было записано как фильм: «Грейсленд: Африканский концерт». Многие художники собрались на это мероприятие, чтобы привлечь внимание к движениям против апартеида и сопротивлению. Хэмм признает, что тур Graceland в определенной степени тесно связан с Южной Африкой, но он заявляет, что тур принес артистам больше пользы, чем само движение.
Далее Хэмм определяет «восприятие Грейсленда в самой Южной Африке как первое предположение, что предприятие не имеет ничего общего с продолжающейся борьбой за освобождение в этой стране». Песни Грейсленд даже разрешили проигрывать на Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC), что является еще одним нарушением культурного бойкота. Хэмм очень критично относится к Makeba и к участию других, утверждая, что «они получили большую выгоду от сотрудничества с SABC и внутренней звукозаписывающей индустрией Южной Африки». Он сомневается в истинном желании Макебы участвовать в туре по Грейсленду, но в то же время признает, что «в отличие от Саймона у нее долгая история деятельности против апартеида, восходящая к драматическому выступлению перед ООН в 1963 году». В заключение своей работы Хэмм продолжает настаивать на том, что артисты, участвовавшие в этом турне, руководствовались эгоистичными причинами и использовали внимание средств массовой информации «как средство для повышения своей карьеры артистов».
В то время как Хэмм рассматривал турне как способ заработать больше денег и славы для артистов, ученый Дэйв Лэнг видел в нем форму сопротивления. Есть несколько способов бороться с правительством апартеида; на самом деле «борьба против апартеида может принимать разные формы». Лэнг утверждает, что музыка может быть формой борьбы с угнетателями. Хэмм утверждал, что музыка, несмотря на критику правительства Южной Африки, только делает артистов богаче. Музыка имеет свою собственную силу. Как продемонстрировала Мириам Макеба, которая использовала свой инструмент, свой голос, для популяризации южноафриканской культуры и разоблачения правительства апартеида. Таким образом, Хэмм сосредоточился только на денежном аспекте тура. Конечно, Макебе платили за ее выступления, но это понятно; она смиренно призналась, что ее «вели на плохие деловые сделки». Это привело к тому, что ее доход зависел от выступлений. Тем не менее, этот факт не отменяет ее желания положить конец апартеиду; эти концерты, считающиеся политическими митингами, были ее формой сопротивления.
Макеба в Ассамблее ООН
Примечательно, что Макеба заняла еще более жесткую позицию против правительства апартеида, когда выступила с речью в Организации Объединенных Наций. Лидеры Африканского национального конгресса в изгнании попросили ее выступить на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций из-за ее популярности и способности читать и писать. Она поставила перед собой задачу раскрыть и привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкивается народ Южной Африки. Она дважды выступала перед Генеральной Ассамблеей ООН. В 1963 году Макеба сидела напротив одиннадцати членов Специального комитета ООН по апартеиду и умоляла: «Я призываю ООН использовать свое влияние, чтобы открыть двери всех тюрем и концлагерей в Южной Африке, где тысячи наших людей — мужчин, женщины и дети — теперь в тюрьме». Она попросила лидеров других стран поставить себя на место африканцев, оказавшихся при апартеиде. В результате своего предыдущего заявления она подчеркнула, что восстание людей в Южной Африке вполне естественно; не естественно хотеть быть угнетенным. В своем выступлении она также призвала другие страны «прекратить поставки оружия… которое будет использоваться против африканских женщин и детей».
После своего первого выступления в ООН Макеба считала себя больше, чем африканской певицей, она стала «представителем своего народа». Макеба во второй раз выступила перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1976 году во время Международного года против апартеида. Она настоятельно призвала другие страны остановить «трагедию», происходящую в Южной Африке. Мириам Макеба призывала народы мира к действию; она хотела, чтобы они вмешались в дела Южной Африки. Макеба твердо верила, что вмешательство других стран — единственный способ положить конец правительству апартеида.
Заключение
Мириам Макеба была активисткой против правительства апартеида. Она дважды поднимала эти вопросы на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Еще одним способом, которым она озвучивала эти политические, противоречивые проблемы, были ее песни. Мириам Макеба не использовала обычную тактику в своей деятельности против апартеида. Она использовала другой подход к борьбе с правительством апартеида в Южной Африке. Помимо обычных митингов или протестов, Макеба использовала свои голосовые связки и пела мелодии, чтобы показать неравенство, от которого страдают в Южной Африке.
Мириам Макеба «Мама Африка» скончалась в 2008 году в возрасте 76 лет, но она всегда будет жить благодаря своей музыке и в истории Южной Африки как одна из самых могущественных и влиятельных активисток