- Имя: Поль Робсон
- Род деятельности: Актёр театра и кино
- Дата рождения: 9 апреля, 1898
- Дата смерти: 23 января, 1976 (77 лет)
- Место рождения: Принстон, Нью-Джерси
- Образование: Columbia Law School University, Университет Рутгерса
Поль Робсон был известным исполнителем 20-го века, известным такими постановками, как «Император Джонс» и «Отелло», а также международным активистом.
Кто такой Поль Робсон?
Поль Робсон был выдающимся спортсменом и артистом. Он снялся как в сценических, так и в кино-версиях «Императора Джонса» и «Шоу Бот» и создал чрезвычайно популярную экранную и певческую карьеру международного масштаба. Робсон выступил против расизма, стал мировым активистом и попал в черный список во время паранойи маккартизма в 1950-х годах.
Ранние годы
Поль Лерой Робсон родился 9 апреля 1898 года в Принстоне, штат Нью-Джерси, в семье Анны Луизы и Уильяма Дрю Робсона, бежавшего из рабства. Мать Робсона погибла от пожара, когда ему было шесть лет, и его отец-священник перевез семью в Сомервилл, где мальчик преуспел в учебе и пел в церкви.
В 17 лет Робсон получил стипендию для обучения в Университете Рутгерса, став третьим афроамериканцем, получившим эту стипендию, и стал одним из самых титулованных студентов этого учебного заведения. Он получил высшие награды за свои дебаты и ораторское мастерство, выиграл 15 грамот в четырех университетских видах спорта, был избран Фи Бета Каппа и стал выпускником своего класса.
С 1920 по 1923 год Робсон посещал юридический факультет Колумбийского университета, преподавал латынь и играл в профессиональный футбол по выходным, чтобы оплатить обучение. В 1921 году он женился на студентке Колумбийского университета, журналистке Эсланде Гуд. Они будут женаты более 40 лет, и в 1927 году у них родится сын Поль Робсон-младший.
Робсон некоторое время работал адвокатом в 1923 году, но ушел после того, как столкнулся с жестоким расизмом в своей фирме. При поддержке Эсланды, которая должна была стать его менеджером, он полностью повернулся к сцене.
Ранние роли
Робсон произвел фурор в театральном мире, сыграв главную роль в скандальной постановке «У Всех Божьих чилланов есть крылья» в Нью — Йорке в 1924 году, а в следующем году он снялся в лондонской постановке «Император Джонс» — обе пьесы драматурга Юджина О’Нила. Робсон также вошел в кино, когда снялся в фильме афроамериканского режиссера Оскара Мишо «Тело и душа» 1925 года.
«Show Boat» и «Ol’ Man River»
Несмотря на то, что он не был актером оригинальной бродвейской постановки «Show Boat», экранизации романа Эдны Фербер, Робсон был заметно вовлечен в лондонскую постановку 1928 года. Именно там он впервые прославился тем, что спел «Ol’ Man River», песню, которой суждено было стать его фирменной мелодией.
«Граница», «Отелло» и «Сказки Манхэттена»
В конце 1920-х годов Робсон и его семья переехали в Европу, где он продолжал зарекомендовать себя как международная звезда благодаря большим экранным функциям, таким как «Граница» (1930).
Он снялся в ремейке фильма «Император Джонс» 1933 года и в течение следующих нескольких лет снимался в шести британских фильмах, включая драму «Jericho» и мюзикл «Big Fella», вышедшие в 1937 году. В этот период Робсон также снялся во второй экранизации «Show Boat» (1936) с Хэтти Макдэниел и Ирэн Данн.
Последним фильмом Робсона станет голливудская постановка «Сказок Манхэттена» (1942). Он раскритиковал фильм, в котором также фигурировали такие легенды, как Генри Фонда, Этель Уотерс и Рита Хейворт, за его унизительное изображение афроамериканцев.
Впервые сыграв заглавного персонажа шекспировского «Отелло» в 1930 году, Робсон снова взял на себя знаменитую роль в постановке Театральной гильдии 1943-44 годов в Нью-Йорке. Кроме того, в главных ролях Ута Хаген в роли Дездемоны и Хосе Феррер в роли злодея Яго, постановка продлилась 296 спектаклей, став самой продолжительной пьесой Шекспира в истории Бродвея.
Активизм и черный список
Любимый международный деятель с огромным количеством последователей в Европе, Робсон регулярно выступал против расовой несправедливости и был вовлечен в мировую политику. Он поддерживал панафриканизм, пел для солдат-лоялистов во время гражданской войны в Испании, принимал участие в антинацистских демонстрациях и выступал для союзных войск во время Второй мировой войны. Он также несколько раз посещал Советский Союз в середине 1930-х годов, где у него развилась любовь к русской народной культуре. Он изучал русский язык, как и его сын, который приехал жить в столицу Москвы вместе с бабушкой.
Тем не менее отношения Робсона с СССР стали весьма противоречивыми, его гуманитарные убеждения, казалось бы, контрастировали с санкционированным государством террором и массовыми убийствами, навязанными Иосифом Сталиным. В Соединенных Штатах, где маккартизм и паранойя холодной войны были на высоте, Робсон обнаружил, что борется с правительственными чиновниками, стремящимися заставить замолчать голос, который красноречиво выступал против расизма и имел политические связи, которые могли быть очернены.
Подпитываемый искажением речи, произнесенной актером на Парижской мирной конференции при поддержке США в конце 1940-х годов, Робсон был назван коммунистом и подвергся жесткой критике со стороны правительственных чиновников, а также некоторых афроамериканских лидеров. В конце концов Госдепартамент запретил ему продлевать свой паспорт в 1950 году и выезжать за границу по делам. Несмотря на свою огромную популярность, он попал в черный список отечественных концертных площадок, звукозаписывающих лейблов и киностудий и пострадал финансово.
Последующая жизнь, книга и смерть
Робсон опубликовал свою автобиографию «Here I Stand» в 1958 году, в том же году, когда он выиграл право на восстановление своего паспорта. Он снова путешествовал по всему миру и получил ряд наград за свою работу, но ущерб был нанесен, так как он испытывал изнурительную депрессию и связанные с ней проблемы со здоровьем.
Робсон и его семья вернулись в Соединенные Штаты в 1963 году. После смерти Эсланды в 1965 году он жил со своей сестрой. Он умер от инсульта 23 января 1976 года в возрасте 77 лет в Филадельфии, штат Пенсильвания.
Наследие
В последние годы различные отрасли промышленности предприняли усилия, чтобы признать наследие Робсона после периода молчания. О нём было написано несколько биографий, в том числе хорошо принятая книга Мартина Дубермана «Пол Робсон: биография», и он был посмертно включен в Зал славы студенческого футбола.