- Имя: Саломея Амвросиевна Крушельницкая
- Род деятельности: Оперная певица, музыкальный педагог
- Дата рождения: 23 сентября, 1872
- Дата смерти: 16 ноября, 1952 (80 лет)
- Место рождения: село Белявинцы, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия
Соломия Крушельницкая – выдающаяся Украинская оперная певица, педагог. При жизни Соломию Крушельницкую признали величайшей певицей мира. Она входила в пятерку самых знаменитых певцов того времени и была среди них единственной женщиной.
Детство и юность
Саломея Амвросиевна Крушельницкая родилась 23 сентября 1872 в селе Белявинцях на Тернопольщине в семье греко-католического священника. Детство будущей певицы прошло в соседнем селе Белая, куда вскоре переехала вся ее большая семья: отец, мать и восемь детей. Музыка вошла в жизнь Соломии с раннего детства, с колыбельных песен матери.
Еще маленькой девочкой училась играть на фортепиано.
В 1883 году на Шевченковском концерте в Тернополе состоялось первое прилюдное выступление Саломеи, которая пела в хоре общества «Руська бесида». На одном из концертов этого хора 2 августа 1885 года присутствовал Иван Франко, который вместе с украинскими, российскими и болгарскими студентами, композитором О. Нижанковским и художником и поэтом К. Устияновичем путешествовал по стране.
Заметив страстное желание дочери к музыке, родители заняли денег и отправили ее учиться в Львовскую консерваторию.
В 1891 году Саломея поступила в Львовскую консерваторию. В консерватории её учителем был знаменитый тогда во Львове профессор Валерий Высоцкий, воспитавший целую плеяду известных украинских и польских певцов. Во время учебы в консерватории состоялось ее первое сольное выступление, 13 апреля 1892 года певица исполняла главную партию в оратории Г.Ф.Генделя «Мессия». Первый оперный дебют Саломея Крушельницкой состоялся 15 апреля 1893 года, она исполнила роль Леоноры в спектакле итальянского композитора Г.Доницетти «Фаворитка» на сцене Львовского городского театра.
В 1893 году Крушельницкая закончила Львовскую консерваторию. В выпускном дипломе Саломеи было написано: «Этот диплом получает панна Саломея Крушельницкая как свидетельство художественного образования, полученного образцовой старательностью и чрезвычайными успехами, особенно на публичном конкурсе 24 июня 1893, за которые была отмечена серебряной медалью».
Творческий путь
Став солисткой оперного театра, Соломия решила не останавливаться на достигнутом и осенью того же года поехала в Милан, чтобы продолжить музыкальное образование. Своим голосом и артистизмом она сразу же обратила на себя внимание педагогов и заслужила «звание» «самой талантливой» среди всех учениц миланской школы бельканто.
Через год молодая вокалистка уже пела ведущие партии в оперных театрах Италии, где быстро завоевала любовь и благодарность публики. Весть об этом дошла до родного Львова, и вскоре руководство городской оперы пригласило Крушельницкую на гастроли. Пробыв на родине пять месяцев, осенью 1894 Соломия вернулась в Италию продолжать учебу.
Слава Крушельницкой разнеслась по всем странам Европы и докатилась до России. Один из лучших в то время оперных театров — Одесский — пригласил примадонну на гастроли в составе итальянской труппы.
17 февраля 1904 года в миланском театре Ласкала композитор Джакомо Пуччини представил свою новую оперу Мадам Баттерфляй. Еще никогда Пуччини не был так уверен в успехе, но зрители оперу негодующе освистали. Славный маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать свое произведение, а на главную партию пригласить Соломию Крушельницкую. 29 мая на сцене театра Гранде в Брешии состоялась премьера обновленной «Мадам Баттерфляй». На этот раз триумфально! Публика восемь раз вызывала актеров и композитора на сцену.
Соломия своим пением покорила весь мир, но чувствовала себя одинокой. Ей ведь было уже почти сорок лет.
В 1920 году Крушельницкая в зените славы оставляет оперную сцену, выступив последний раз в Неапольском театре в любимых операх «Лорелея» и «Лоэнгрин». Дальнейшую свою жизнь посвятила камерной концертной деятельности, исполняя песни на 8 языках. Осуществила турне по Европе и Америке. Все эти годы до 1923 она постоянно приезжала на свою родину и выступала во Львове, Тернополе и других городах Галичины. Ее связывали крепкие узы дружбы со многими деятелями на Западной Украине. Особое место в творческой деятельности певицы занимали концерты, посвященные памяти Т.Шевченко. В 1929 году в Риме состоялся последний гастрольный концерт С. Крушельницкой.
В 1939 году (накануне раздела Польши между бывшим СССР и Германией) Крушельницкая снова приехала во Львов. Она делала это каждый год, чтобы увидеться с семьёй. Однако вернуться в Италию она уже не смогла. Этому помешали сначала присоединения Галичины к СССР, а затем — война.
Послевоенная советская пресса писала о нежелании Крушельницкой оставлять Львов и возвращаться в Италию. И приводила слова певицы, которая решила, что лучше быть советским человеком, чем «итальянской миллионершей».
Сильный характер помог Соломии пережить и горе, и голод, и болезнь сломанной ноги в течение 1941—1945 гг. Младшие сёстры помогали Соломии, ведь она не имела работы, её никуда не приглашали. С большим трудом бывшая звезда оперной сцены устроилась работать во Львовскую консерваторию. Но гражданство её оставалось итальянским. Для того чтобы получить гражданство социалистической Украины, ей пришлось согласиться на продажу виллы в Италии. И отдать деньги советскому государству. Получив от советской власти незначительные проценты от продажи виллы, работу преподавателя, звание заслуженного деятеля, профессора, певица занялась педагогической работой.
В 1951 году Саломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая получила звание профессора.
Личная жизнь
В 1910 году С.Крушельницкая вышла замуж за мэра города Виареджо (Италия) и адвоката Чезаре Риччони, который был тонким знатоком музыки и эрудированным аристократом. Они сочетались браком в одном из храмов Буэнос-Айреса. После бракосочетания Чезаре и Саломея поселились в Виареджо, здесь Саломея купила виллу, которую назвала «Саломе» и продолжала гастролировать.
16 ноября 1952 года Саломея Крушельницкая умерла. Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника — Ивана Франко.
Театральные работы:
- «Аида»,
- «Трубадур» Д. Верди,
- «Фауст» Ш. Гуно,
- «Зачарованный замок» («Страшный двор») С. Монюшко,
- «Африканка» Д. Мейербера,
- «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») Д. Пуччини,
- «Кармен» Ж. Бизе,
- «Электра» Р. Штрауса,
- «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского.