- Имя: Уильям Блейк
- Род деятельности: Писатель и художник.
- Дата рождения: 28 ноября, 1757
- Дата смерти: 12 августа, 1827 (69 лет)
- Место рождения: Лондон, Англия, Великобритания
- Образование: Королевская академия художественных школ Дизайна
Уильям Блейк был писателем и художником 19-го века, который считается основополагающей фигурой эпохи романтизма. Его труды оказали влияние на бесчисленное множество писателей и художников на протяжении веков.
Кто такой Уильям Блейк?
Уильям Блейк начал писать в раннем возрасте и утверждал, что впервые увидел дерево, полное ангелов, в возрасте 10 лет. Он изучал гравюру и полюбил готическое искусство, которое включил в свои уникальные произведения. Будучи непонятым поэтом, художником и провидцем на протяжении большей части своей жизни, Блейк нашел поклонников в конце жизни и был чрезвычайно влиятельным после своей смерти в 1827 году.
Ранние годы.
Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в лондонском районе Сохо. Он лишь недолго посещал школу, в основном обучаясь дома у своей матери. Библия оказала раннее, глубокое влияние на Блейка, и она останется пожизненным источником вдохновения, окрашивая его жизнь и труды интенсивной духовностью.
В раннем возрасте Блейк начал испытывать видения, и его друг и журналист Генри Крабб Робинсон написал, что Блейк видел, как голова Бога появилась в окне, когда Блейку было 4 года. Он также якобы видел пророка Иезекииля под деревом и имел видение «дерева, наполненного ангелами». Видения Блейка оказали неизгладимое влияние на искусство и писания, которые он создавал.
Молодой художник.
Художественные способности Блейка проявились в юности, и к 10 годам он был зачислен в школу рисования Генри Парса, где рисовал человеческую фигуру, копируя гипсовые слепки древних статуй. В 14 лет он стал учеником гравера. Мастер Блейка был гравером в лондонском обществе антикваров, и Блейк был послан в Вестминстерское аббатство, чтобы сделать рисунки гробниц и памятников, где его пожизненная любовь к готическому искусству была зачата.
Примерно в это же время Блейк начал собирать гравюры художников, которые в то время вышли из моды, включая Дюрера, Рафаэля и Микеланджело. В Каталоге для выставки его собственных работ в 1809 году, почти 40 лет спустя, Блейк фактически будет ламбастировать художников, «которые пытаются поднять стиль против Рафаэля, Мих. Анджело и антиквариат». Он также отвергал литературные течения XVIII века, предпочитая вместо них Елизаветинцев (Шекспира, Джонсона и Спенсера) и древние баллады.
Становление художника.
В 1779 году, в возрасте 21 года, Блейк завершил свое семилетнее ученичество и стал подмастерьем гравера-копировальщика, работая над проектами для книжных и печатных издательств. Также готовясь к карьере художника, в том же году он был принят в школу дизайна Королевской академии искусств, где в 1780 году начал выставлять свои собственные работы. В этот момент художественная энергия Блейка разветвилась, и он в частном порядке опубликовал свои поэтические наброски (1783), сборник стихов, которые он написал за предыдущие 14 лет.
В августе 1782 года, Блейк женился на Кэтрин Софии Буше, которая была неграмотной. Блейк научил ее читать, писать, рисовать и раскрашивать (его рисунки и гравюры). Он также помогал ей переживать видения, как и он. Кэтрин искренне верила в видения своего мужа и поддерживала его во всем, что он делал, вплоть до его смерти 45 лет спустя.
Одно из самых трагических событий в жизни Блейка произошло в 1787 году, когда его любимый брат Роберт умер от туберкулеза в возрасте 24 лет. В момент смерти Роберта Блейк якобы видел, как его дух радостно поднимается сквозь потолок. Этот момент, вошедший в душу Блейка, сильно повлиял на его позднюю поэзию. В следующем году Роберт явился Блейку в видении и подарил ему новый метод печати своих произведений, который Блейк назвал «иллюминированной печатью». Этот метод позволил Блейку контролировать каждый аспект производства своего искусства.
В то время как Блейк был известным гравером, вскоре он начал получать заказы на акварельную живопись, и он писал сцены из произведений Мильтона, Данте, Шекспира и Библии.
В 1800 году Блейк принял приглашение поэта Уильяма Хейли переехать в маленькую приморскую деревушку Фелфам и работать в качестве его протеже. В то время как отношения между Хейли и Блейком начали портиться, Блейк столкнулся с неприятностями другого рода: в августе 1803 года Блейк нашел солдата Джона Шофилда на территории поместья и потребовал, чтобы тот уехал. После того, как Шофилд отказался и последовал спор, Блейк удалил его. Шофилд обвинил Блейка в нападении и, что еще хуже, в подстрекательстве к мятежу, утверждая что он проклял короля.
Наказания за подстрекательство к мятежу в Англии того времени (во время Наполеоновских войн) были суровыми. Блейк страдал, не зная своей судьбы. Хейли нанял адвоката от имени Блейка, и он был оправдан в январе 1804 года, когда Блейк и Кэтрин вернулись в Лондон.
Более поздние годы.
В 1804 году Блейк начал писать и иллюстрировать Иерусалим (1804-20), свою самую амбициозную работу на сегодняшний день. Он также начал показывать больше работ на выставках, но эти работы были встречены молчанием, а одна опубликованная рецензия была абсурдно негативной. Рецензент назвал выставку демонстрацией «бессмыслицы, невразумительности и вопиющего тщеславия» и назвал Блейка «несчастным сумасшедшим».»
Блейк был опустошен рецензией и отсутствием внимания к его работам, и впоследствии он все больше и больше отказывался от любых попыток добиться успеха. С 1809 по 1818 год он гравировал несколько пластин (нет никаких записей о том, что Блейк производил какие-либо коммерческие гравюры с 1806 по 1813 год). Он также все глубже погружался в нищету, безвестность и паранойю.
Однако в 1819 году Блейк начал рисовать серию «визионерских голов», утверждая, что исторические и воображаемые фигуры, которые он изображал, действительно появлялись и сидели для него. К 1825 году Блейк набросал более 100 из них, в том числе Соломона и Мерлина-мага, а также те, которые вошли в «человека, который построил пирамиды» и «Гарольда, убитого в битве при Гастингсе»; наряду с самой известной головой визионера, которая вошла в «призрак блохи» Блейка.»
Оставаясь художественно занятым, между 1823 и 1825 годами Блейк выгравировал 21 рисунок для иллюстрированной книги Иова (из Библии) и дантовского ада. В 1824 году он начал серию из 102 акварельных иллюстраций Данте-проект, который был прерван смертью Блейка в 1827 году.
Смерть и наследие.
В последние годы своей жизни Блейк страдал от повторяющихся приступов недиагностированной болезни, которую он называл «той болезнью, которой нет названия.» Он умер 12 августа 1827 года, оставив незаконченные акварельные иллюстрации к «путешествию Пилигрима» Беньяна и иллюстрированную рукопись библейской Книги Бытия. В смерти, как и при жизни, Блейк получил короткий отпор от наблюдателей, и некрологи, как правило, подчеркивали его личные особенности в ущерб его художественным достижениям. «Литературная Хроника», например, описывала его как «одного из тех гениальных людей … чьи эксцентричности были еще более примечательны, чем их профессиональные способности.»
Недооцененный в жизни, Блейк с тех пор стал гигантом в литературных и художественных кругах, и его дальновидный подход к искусству и письму не только породил бесчисленные, завораживающие спекуляции о Блейке, они вдохновили огромное количество художников и писателей.