- Имя: Витольд Лютославский
- Род деятельности: Композитор и дирижёр
- Дата рождения: 25 января, 1913
- Дата смерти: 7 февраля, 1994 (81 лет)
- Место рождения: Варшава, Российская империя
Выдающийся европейский композитор, доминировавший в музыке второй половины двадцатого века, Витольд Лютославский внес огромный вклад в музыкальную индустрию, что делает его отсутствие еще более заметным.
Он является образцом для подражания, дирижером и композитором, который неустанно развивал свой собственный музыкальный язык. Он обладал ярко выраженным колоритом и неповторимым стилем, редко принадлежал к какой-либо конкретной школе, направлению и моде, не отстаивал никаких традиций и авангардных революций. Известный как музыкант до кончиков пальцев, его музыка представляла собой идеальный баланс интеллекта и эмоций, формы и содержания. В мире, который прославляет революционеров любого рода, он проложил себе путь, преследуемый решимостью, часто ведомый собственным неизменным художественным чутьем. В то же время он представлял собой редкое сочетание традиционного и авангардного.
Ранние годы
Витольд Лютославский родился в 1913 году в Варшаве в Польше и был младшим из трех братьев вскоре после начала Первой мировой войны. Его родители были выходцами из польского дворянства и владели фамильными поместьями в Дроздове. Его отец, Йозеф, был членом Польской национально-демократической партии, и семья Лютославских была близка с ее основателем Романом Дмовским.
Когда Лютославскому было всего два года, они отправились на восток, в Москву, где Йозеф был политически активен. Он подготовил польские легионы к любым немедленным действиям по освобождению Польши (страна была разделена в соответствии с Венским конгрессом 1815 года, и Варшава была частью царской России). Однако когда Октябрьская революция в России ознаменовала приход нового советского правительства, заключившего мир с Германией, Деятельность Иосифа вступила в конфликт с большевиками, которые арестовали его, а его брату Мариану и Лютославскому не дали вернуться домой. Братья были заключены в Бутырскую тюрьму Центральной тюрьмы и расстреляны в сентябре 1918 года. Витольду Лютославскому было всего пять лет, когда произошел этот инцидент.
После смерти отца большое влияние на жизнь Витольда оказали другие члены семьи, в том числе сводный брат Йозефа Винцентий Лютославский, многоязычный философ. Когда война закончилась, семья вернулась в новую независимую Польшу только для того, чтобы найти свои разрушенные поместья.
В возрасте шести лет Лютославский начал брать уроки игры на фортепиано. После окончания польско-советской войны семья уехала в Дроздово, но вскоре вернулась, добившись ограниченного успеха после управления разрушенными поместьями. В 1924 году Лютославский поступил в среднюю школу и одновременно посещал классы фортепиано. Именно при этом большое влияние на него произвело исполнение «Третьей симфонии» Кароля Шимановского.
В 1926 году он начал посещать уроки игры на скрипке, а в 1927 году поступил на заочное обучение в Варшавскую консерваторию, где Шимановский был одновременно директором и профессором. Хотя он и начал сочинять самостоятельно, но совмещать учебу в консерватории и школу ему не удавалось. В результате он прекратил обучение в консерватории. В 1931 году он поступил в Варшавский университет для изучения математики, а в следующем году поступил на класс композиции в консерватории. Его учитель композиции Витольд Малишевский дал ему прочную основу в музыкальных структурах, особенно в движениях в форме сонаты.
В 1936 году он получил диплом консерватории по классу фортепиано после того, как представил виртуозную программу, включающую «Токкату» Шумана и «Четвертый фортепианный концерт» Бетховена. Диплом композитора он получил в том же институте в 1937 году. он не мог справляться ни с учебой в консерватории, ни со школой. В результате он прекратил обучение в консерватории. В 1931 году он поступил в Варшавский университет для изучения математики, а в следующем году поступил на класс композиции в консерватории. Его учитель композиции Витольд Малишевский дал ему прочную основу в музыкальных структурах, особенно в движениях в форме сонаты.
События во время Второй мировой войны
В связи с началом Второй мировой войны Лютославский был призван на военную службу и прошел обучение работе на радио и связи. Однако в 1939 году он завершил работу «Симфонические вариации», которую считает своим композиторским дебютом. Однако мировая война резко положила конец его планам поехать в Париж для дальнейшего музыкального образования. Когда Лютославский находился с радиоотрядом в Кракове, немецкие солдаты схватили его, хотя он бежал, когда его доставили в лагерь для военнопленных. Однако брат Лютославского попал в плен к русским солдатам и позже погиб в сибирском трудовом лагере. После этого инцидента, чтобы заработать на жизнь, он работал пианистом в кафе, эту работу он делил с другим композитором Анджеем Пануфником.
Единственное произведение, которое он написал и сохранилось за это время, «Вариации на тему Паганини для двух фортепиано» (1941). После окончания войны он навсегда поселился в Варшаве и женился на Марии Дануте Богуславской, с которой познакомился в кафе «Ария», где работал. Он не согласился на постоянную работу ни в одной организации и пережил сталинские годы, сочиняя музыку для радио, кино и театра. Кроме того, он также писал народные песни и сочинял произведения для детей.
Развитие карьеры
После смерти Сталина в 1953 году культурный климат для литературных произведений и музыки стал более благоприятным. В 1954 году появился его концерт для оркестра, признанный произведением большого значения. Благоприятный культурный климат привел к росту репутации Лютославского как дома, так и за рубежом. Его композиционный стиль развивался от народной музыки в его ранних произведениях к более сложному стилю, основанному на его развитии двенадцатитоновой техники, которая явно выражена в «Musique funebre» 1958 года. В 1963 году Лютославский начал свою дирижерскую карьеру. когда он подготовил «Trois Poèmes d’Henri Michaux» для оркестра и хора, которые были написаны между 1961 и 1963 годами. После этого он оставался активным дирижером до конца своей жизни, гастролируя по таким странам, как Франция, Чехословакия (1965), Голландия (1969), Норвегия и Австрия (1969 г.). Его широкое участие в дирижировании собственными произведениями позволило ему еще больше усовершенствовать свой музыкальный язык. Это привело к тому, что его композиционный стиль стал лиричен и гармонически прозрачен. Он дирижировал с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Симфоническим оркестром Би-би-си, Лондонской симфониеттой, Парижским оркестром и WOSPRiT (в настоящее время известным как NOSPR).
Помимо работы дирижером, Лютославский также стал участником многих курсов и мастерских композиции — в Музыкальном центре Беркшира в Тэнглвуде (1962), во время которого он познакомился с Эдгаром Варезом и Милтоном Бэббитом, в Дартингтонской летней музыкальной школе в Англии (1963 и 1964), Шведской королевской музыкальной академии в Стокгольме и Университете Остина, Техас (1966) и в Орхусе, Дания (1968). В 1970-х и 1980-х годах он читал гостевые лекции о своей работе.
Смерть
Витольд Лютославский скончался 7 февраля 1994 года в Варшаве в возрасте 81 года. У него осталась жена Данута.
Достижения
Музыковеды делят его творчество на несколько периодов. Ранние произведения, такие как «Симфонические вариации» (1938), «Симфония № 1. 1» (1947) и «Увертюра для струнных» (1949) считаются неоклассикой. Его «Маленькая сюита» (1950) и «Концерт для оркестра» (1954) явно свидетельствуют о его интересе к польскому фольклору. «, (1957) положило начало додекафонному периоду. Следующий этап начался с «Венецианских игр» (1961). Здесь его композиционная техника отмечена использованием контролируемого алеаторизма. Произведения «Симфония № 2» (1967) и «Livre pour Orchestre» (1968) отражают наброски его попыток создать свою собственную формальную модель.