- Имя: Жозефина Бейкер
- Род деятельности: Танцовщица, певица и актриса.Борец за гражданские права.
- Дата рождения: 3 июня, 1906
- Дата смерти: 12 апреля, 1975 (68 лет)
- Место рождения: Сент-Луис, штат Миссури
Жозефина Бейкер была танцовщицей и певицей, которая стала дико популярной во Франции в 1920-е годы. Она также посвятила большую часть своей жизни борьбе с расизмом.
Кто такая Джозефина Бейкер?
Джозефина Бейкер провела свою юность в нищете, прежде чем научилась танцевать и добилась успеха на Бродвее. В 1920-е годы она переехала во Францию и вскоре стала одной из самых популярных и высокооплачиваемых исполнительниц Европы. Она работала на французское Сопротивление во время Второй мировой войны, а в 1950-е и 60-е годы посвятила себя борьбе с сегрегацией и расизмом в Соединенных Штатах. После начала своего возвращения на сцену в 1973 году Бейкер умерла от кровоизлияния в мозг 12 апреля 1975 года и была похоронена с воинскими почестями.
В начале жизни.
Фрида Джозефин Макдональд родилась 3 июня 1906 года в Сент-Луисе, штат Миссури. Ее мать, Кэрри Макдональд, была прачкой, отказавшейся от мечты стать танцовщицей мюзик-холла. Ее отец, Эдди Карсон, был водевильным барабанщиком. Он бросил Кэрри и Джозефину вскоре после ее рождения. Вскоре Кэрри снова вышла замуж, и в ближайшие годы у нее будет еще несколько детей.
Чтобы поддержать свою растущую семью, в возрасте восьми лет Джозефина убирала дома и нянчилась с богатыми белыми семьями, часто подвергаясь плохому обращению. Через два года она ненадолго вернулась в школу, а в 13 лет сбежала из дома и нашла работу официантки в клубе. Работая там, она вышла замуж за человека по имени Вилли Уэллс, с которым развелась всего несколько недель спустя.
Танцы в Париже.
Примерно в это же время Джозефина впервые занялась танцами, оттачивая свое мастерство как в клубах, так и на уличных выступлениях, и к 1919 году она гастролировала по Соединенным Штатам с группой семьи Джонс и Дикси Степперс, исполняя комедийные сценки. В 1921 году Джозефина вышла замуж за человека по имени Вилли Бейкер, чье имя она сохранит до конца своей жизни, несмотря на их развод спустя годы. В 1923 году Бейкер получила роль в мюзикле Shuffle Along в качестве члена хора, и комический штрих, который она привнесла в эту роль, сделал ее популярной среди зрителей. Желая воспользоваться этими ранними успехами, Бейкер переехала в Нью-Йорк и вскоре выступала в «Chocolate Dandies» и вместе с Этель Уотерс, в шоу «Plantation Club», где снова быстро стала любимицей публики.
В 1925 году, на пике увлечения Франции американским джазом и всеми экзотическими вещами, Бейкер отправилась в Париж, чтобы выступить в La Revue Nègre на Елисейских полях. Она сразу же произвела впечатление на французскую публику, когда вместе с партнером по танцам Джо Алексом исполнила танец Соваж, в котором была одета только в юбку из перьев.
Джозефина Бейкер сделала больше, чем просто потрясла хвостовым пером, она также боролась за расовое равенство, требуя, чтобы ее контракт содержал пункт о недискриминации и чтобы ее аудитория стала интегрированной.
Однако в следующем году в мюзик-холле Folies Bergère, одном из самых популярных в то время, карьера Бейкера достигла решающего переломного момента. В спектакле «La Folie du Jour» Бейкер танцевал в юбке из 16 бананов. Шоу пользовалось бешеной популярностью у парижской публики, и вскоре Бейкер стала одной из самых популярных и высокооплачиваемых исполнительниц в Европе, вызывая восхищение таких деятелей культуры, как Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй и Э. Э. Каммингс, и заработав себе такие прозвища, как «Черная Венера» и « Черная жемчужина.» Она также получила более 1000 предложений руки и сердца.
Воспользовавшись этим успехом, Бейкер впервые профессионально спела в 1930 году, а несколько лет спустя получил роли певицы в фильмах «Zou-Zou» и «Princesse Tam-Tam». Деньги, которые она заработала на своих выступлениях, вскоре позволили ей приобрести поместье в Кастельно-Файраке, на юго-западе Франции. Она назвала поместье Ле Миланд и вскоре заплатила за переезд туда своей семьи из Сент-Луиса.
Расизм и Французское Сопротивление.
В 1936 году, оседлав волну популярности, которой она наслаждалась во Франции, Бейкер вернулась в Соединенные Штаты, чтобы выступить в «Ziegfield Follies», надеясь утвердиться в качестве исполнительницы и у себя на родине. Однако она была встречена в целом враждебной, расистской реакцией и быстро вернулась во Францию, удрученная жестоким обращением с ней. По возвращении Бейкер вышла замуж за французского промышленника Жана Лиона и получила гражданство страны, которая приняла ее как свою.
Когда в том же году разразилась Вторая Мировая война, Бейкер работала на Красный Крест во время оккупации Франции. Будучи членом Свободных французских сил, она также принимала войска как в Африке, так и на Ближнем Востоке. Но, пожалуй, самое главное, что Бейкер действительно работала на французское Сопротивление, иногда тайно передавая сообщения, спрятанные в ее нотах и даже в нижнем белье. За эти усилия в конце войны Бейкер была награждена Крестом Победы и орденом Почетного легиона с розеткой сопротивления-двумя высшими воинскими наградами Франции.
Дети.
После войны Бейкер проводила большую часть времени в Ле-Миланд со своей семьей. В 1947 году она вышла замуж за лидера французского оркестра Жо Бульона, а с 1950 года начала усыновлять детей со всего мира. Всего она усыновила 12 детей, создав то, что она называла своим «радужным племенем» и своим «экспериментом в братстве». Она часто приглашала людей в поместье посмотреть на этих детей, чтобы продемонстрировать, что люди разных рас действительно могут жить вместе гармонично.
Возвращение в США, защитник гражданских прав.
В 1950-е годы Бейкер часто приезжала в Соединенные Штаты, чтобы оказать поддержку движению За гражданские права, участвуя в демонстрациях и бойкотируя сегрегированные клубы и концертные площадки. В 1963 году Бейкер участвовала вместе с Мартином Лютером Кингом-младшим в марше на Вашингтон и была одним из многих известных ораторов в тот день. В честь ее усилий NAACP в конце концов назвала 20 мая «Днем Джозефины Бейкер».
После десятилетий отвержения ее соотечественниками и всей жизни, проведенной в борьбе с расизмом, в 1973 году Бейкер выступила в Карнеги-Холле в Нью-Йорке и была встречена овациями стоя. Она была так тронута оказанным ей приемом, что открыто плакала перед аудиторией. Шоу имело огромный успех и ознаменовало возвращение Бейкер на сцену.
Смерть.
В апреле 1975 года Бейкер выступила в парижском театре Бобино в первом из серии спектаклей, посвященных 50-летию ее Парижского дебюта. Присутствовали многочисленные знаменитости, в том числе Софи Лорен и Принцесса Монако Грейс, которая была близкой подругой Бейкер в течение многих лет. Всего через несколько дней, 12 апреля 1975 года, Бейкер умерла во сне от кровоизлияния в мозг. Ей было 68.
В день ее похорон более 20 000 человек выстроились на улицах Парижа, чтобы стать свидетелями процессии, и французское правительство почтило ее 21-пушечным салютом, сделав Бейкер первой американской женщиной в истории, которая была похоронена во Франции с воинскими почестями.